Российские химики синтезировали новые соединения для перспективных носителей информации

Молекулярные структуры полученных комплексов.

Российские химики синтезировали простые и устойчивые на воздухе соединения, обладающие свойствами мономолекулярных магнитов. Материалы на их основе могут быть использованы при создании устройств молекулярной памяти. Статья опубликована в журнале Molecules в режиме открытого доступа.

В настоящее время многие научные группы занимаются поиском материалов для изготовления принципиально новых устройств хранения информации. Синтезируемые соединения должны обладать свойствами, изменяющимися под действием внешних факторов (облучение, магнитное поле). Учёные из ИОНХ РАН предложили в качестве таких веществ комплексы на основе йодида кобальта, которые обладают свойствами мономолекулярных магнитов. Преимуществом новых соединений является их химическая устойчивость на воздухе, простой метод синтеза и низкая себестоимость.

«К молекулярным и мономолекулярным магнитам относят металлоорганические или координационные соединения, характеризующиеся высоким энергетическим барьером. Наложением внешнего магнитного поля можно перевести вещество в одно из спиновых состояний («намагнитить»), которое ниже определённой температуры может сохраняться долгое время. Вещества с такими свойствами нужны для изготовления принципиально новых устройств – например, чипов хранения памяти в квантовых компьютерах или наноразмерных датчиков», - рассказывает Дмитрий Ямбулатов, научный сотрудник лаборатории химии координационных полиядерных соединений ИОНХ РАН, кандидат химических наук.

Большинство научных групп пытаются синтезировать мономолекулярные магниты на основе редкоземельного элемента – диспрозия. Получаемые соединения обладают многообещающими рабочими характеристиками, но могут разрушаться под действием влаги и кислорода воздуха, а также имеют высокую себестоимость. Новые соединения, полученные российскими химиками, синтезируются из относительно недорогого йодида кобальта и коммерчески доступных органических составляющих. Высокая доступность в совокупности со стабильностью являются особенностями, выгодно отличающими разработку российских учёных от зарубежных аналогов.

Авторы считают, что полученные ими результаты стимулируют появление новых устройств хранения и записи информации, а также сделают их более доступными.

Работа поддержана грантом Российского научного фонда № 19-13-00436.

Источник: D.S. Yambulatov, S.A. Nikolaevskii, M.A. Kiskin, T.V. Magdesieva, O.A. Levitskiy, D.V. Korchagin, N.N. Efimov, P.N. Vasil’ev, A.S.Goloveshkin, A.A. Sidorov, I.L. Eremenko. Complexes of Cobalt (II) Iodide with Pyridine and Redox Active 1, 2 Bis(arylimino)acenaphthene: Synthesis, Structure, Electrochemical, and Single Ion Magnet Properties // Molecules. – 2020. – Vol. 25. No. 9. – 2054. DOI: 10.3390/molecules25092054